Обвал цен на молочном рынке: многие предприятия на грани закрытия.
Обвал цен на молочном рынке: многие предприятия на грани закрытия.
Маленькое, ранее вполне прибыльное хозяйство в селе Соловецкое Шабалинского района, которое дает работу более чем двум десяткам селян в ближайшем будущем может прекратить свое существование, как и десятки ему подобных предприятий. Оказалось, что производимые там пара тонн сырого молока в сутки сейчас никому не нужны, по крайней мере по тем ценам, которые бы компенсировали расходы на его производство. О том, как эта ситуация стыкуется с заявлениями властей о дефиците сырого молока «Навигатор».
ООО «Соловецкое» небольшое предприятие на окраине области. 120 коров, немногим более тысячи гектаров сельхозугодий. Именно такие хозяйства оказались в наиболее уязвимом положении, когда в начале года начался обвал цен на сырое молоко.
– До осени прошлого года мы работали с одним из молочных заводов Костромской области. В начале декабря нам заявили, что от сотрудничества с нами отказываются через две недели. Затем сроки были отодвинуты до 1 января 2018 года. Через посредничество главы района «Котельничский молочный завод» согласился заключить договор на поставки нашего молока. Но через месяц нам заявили, что от закупок нашего молока отказываются. Не помогли и усилия по организации продвижения их продукции у нас в районе. Три дня мы вообще не могли никуда направить молоко и вынуждены были его спаивать телятам и даже сливать, — рассказывает директор и основной владелец хозяйства Николай Краснов.
Если в конце прошлого года за каждый килограмм сданного молока ООО СХП «Словецкое» получало в среднем 23 рубля, то сейчас вынуждено продавать его гораздо дешевле — 16 рублей, но сверх этого хозяйство должно заплатить за доставку продукции до молокозавода еще 2-3 рубля. И это при себестоимости 19 рублей.
– Сейчас в первый раз за 8 лет, уже второй месяц не могу заплатить вовремя налоги. Если не найду варианты сбыта, чтобы хотя бы окупать производство, то придётся сокращать поголовье, — признается руководитель хозяйства.
Цены на грани рентабельности
Ситуация с падением цен затронула не только это небольшое хозяйство.
– Мы направляем молоко в Татарстан на основе долгосрочных контрактов. А так молоко сегодня никому не нужно. Сейчас у нас цена около 18,2 рубля, а в центре области порядка 20. Пока прибыль на молоке есть. Но мы уже теряем 45 тысяч каждый день, — рассказывает руководитель хозяйства из Малмыжского района Ильгиз Бурханов.
Примерно такая же ситуация и у входящего в Топ-50 российских производителей сырого молока куменского колхоза «Красное знамя».
– С ценами ситуация нехорошая. Они упали, порядка, на 7–8 рублей, работаем почти по нулям. Хотя молоко сбываем в полном объеме,— комментирует сложившееся положение председатель колхоза Владимир Шулаев.
Ведущее федеральное аналитическое агентство «Центр изучения молочного рынка» констатирует, что если в январе средневзвешенная цена в Кировской области составляла 23,12 руб/кг, то к концу марта она упала до 21,06 руб/кг.
На этом фоне вынужден снижать закупочные цены и крупнейший переработчик области «Кировский молочный комбинат», который с начала апреля объявил о снижении цен на 2 рубля.
Крах молочного рынка
Представители переработки объясняют свою политику тем, что если на рынке потребительской продукции ситуация достаточно стабильна, то рынок биржевых молочных продуктов, таких как сухое молоко и масло затоварен.
– Ситуация и по закупочным, и по продажным ценам сейчас катастрофическая. Необходимо понимать, что продукция молокозаводов лишь частично идет на полки магазинов. Есть сухое молоко, масло, стерилизованное молоко, которые идут в другие отрасли. Это биржевые товары. А там падение цен 50–70%. Это утянуло вниз закупочные цены. Рынок молока давит сухое молоко из Евросоюза. У нас себестоимость сухого обезжиренного молока 180 рублей за кг, а продать его я могу только за 110,— признался корреспонденту «Навигатора» руководитель одного из крупнейших российских молочных холдингов «Шахунского молочного завода» Анатолий Маликов.
Согласен с коллегой и представитель «Кировского молочного комбината» Федор Сураев:
– Цены на рынке биржевых молочных товаров очень низкие. По сухому обезжиренному молоку в феврале были предложения даже ниже 100 рублей за кг. Но мы производим более качественную продукцию, поэтому цена немного выше этой. Но сложившиеся цены крайне отрицательно влияют на предприятие, сухое молоко приносит убыток, — вынужден признавать он, объясняя снижение закупочных цен.
По данным федерального Министерства сельского хозяйства с 2016 года только запасы сухого обезжиренного молока по состоянию на февраль 2018 года выросли в 2,55 раза. Комментируя эту информацию в своей статье для отраслевого портала «The DairyNews» руководитель «Молочного союза России» Людмила Маницкая вынуждена констатировать парадоксальный факт: сейчас при дефиците сырого молока страна может прожить полгода вообще без «привлечения» собственных коров, исключительно на имеющихся запасах.
Что делать с рынком
Сейчас федеральные и региональные власти пытаются найти выход из ситуации путем давления на перерабатывающие предприятия. Так директор «Соловецкого» рассказал, что на днях его хозяйство посетил вице-губернатор Алексей Котлячков, который пообещал Николаю Краснову побеседовать с руководителями компании «Янтарь», куда хозяйство сейчас поставляет сырое молоко, об установлении более высоких цен.
Даже у федеральных экспертов возникает мысль, что «виноватыми» в сложившейся ситуации чиновники видят переработчиков молока. Называются даже «удовлетворительные» цены — 23–25 рублей за килограмм. Вот только эти цены мало соотносятся с реалиями мирового рынка. А Россия, несмотря на все санкции и контрсанкции — это все-таки часть мирового рынка.
– У нас в России длительное время были самые высокие цены на сырое молоко. Рентабельность продаж у некоторых хозяйств превышала 50%. Это ненормально. Во многих хозяйствах никто не занимался оптимизацией расходов,— считает Анатолий Маликов.— Именно этим вопросом нужно заниматься в первую очередь, а не кричать, что нужна цена сырого молока в 30 рублей. Сейчас это входная цена во многие сети. Европейская цена сегодня — 30 центов, около 20 рублей. Но там другие стандарты расчета. В пересчете на нашу базу получается 15 рублей. Такая цена везде.
Глобальная эффективность
Понятно, что нам необходимо собственное производство молока, но порой складывается впечатление, что некоторые представители власти, готовы для этого «не постоять за ценой».
– Губернатор анонсировал проект «Миллион тонн молока». В таком примитивном виде он не выдерживает никакой критики,— отмечает гендиректор «Котельничского молокозавода» Владимир Журавлев.— Чтобы была возможность конкурировать на национальном и мировом уровне, наши производители сырого молока должны перейти на совершенно другой качественный уровень. Нам нужна себестоимость сырого молока не выше 10 рублей. Тогда мы станем эффективны на глобальном уровне.
То есть, те биржевые товары, которыми сейчас забиты склады кировских переработчиков, вполне могли бы быть направлены на экспорт. Но для этого необходима перестройка отрасли, которую «Соловецкое» и десятки таких же небольших хозяйств могут не пережить, если не пойдут по пути кооперации и резкого повышения эффективности.
Анатолий Маликов, «Шахунский молокозавод»
– Два года назад мы предупреждали хозяйства: «Не задирайте цены, доходы у людей низкие и падают». Еще в 2016 году я прогнозировал, что цены скоро рухнут. И кризис начал формироваться еще в феврале–марте 2017 года, когда начали возникать проблемы с ценами на биржевые молочные товары. А сегодня ценовой кризис достиг своего апогея.
Владимир Журавлев, «Котельничский молочный завод»
– В конце 2016 года закупочная цена на молоко была около 18 рублей. Из-за погоды в целом ряде регионов Поволжья выгорели все корма и производство молока сократилось. В результате за два месяца цена выросла с 18 до 22 рублей.
И в то же время свечинские и шабалинские хозяйства перевели сбыт сырого молока в Костромскую область. Вы должны понимать, что после ухода в Кострому в Свече закрылось подразделение одной из молочных компаний. Фактически целый завод прекратил свое существование. Действия хозяйств привели к ликвидации перерабатывающих мощностей. Так что сейчас они могут винить в ситуации только себя.
Екатерина Захарова, «Центр изучения молочного рынка»
- Наши источники показывают, что цены продолжают снижаться. В регионах Урала и Поволжья цены падают. Дело не столько в Белоруссии, сколько в ситуации на самом российском рынке. У нас сформировались излишки по сухому молоку, сыру и сырным продуктам. Есть некоторая затоваренность. Но и это только один из факторов, так как в разных регионах ситуация неоднозначная. Сейчас в целом по стране цена 23,71 рублей примерно на 10,22% ниже, чем в прошлом году. Это не катастрофически низкие показатели. Но в некоторых регионах закупочные цены на сырое молоко упали очень существенно.